Правильный выбор передачи в различных условиях движения

Правильный выбор передачи в различных условиях движения - фото номер 1

Самое сложное для начинающих водителей — это освоить коробку передач, научиться правильно выбирать и переключать скорости.

Как правило, управление автомобилем в движении не вызывает каких-либо затруднений, а вот манипулирование органами управления машины вкупе с переключением скоростей многим дается не сразу. Либо машина трогается рывками, либо глохнет, не сдвинувшись с места, либо «шлифует» колесами.

Причина такого поведения авто в спешке водителя поскорее привести ее в движение. Как найти общий язык с коробкой, научиться правильно и безошибочно выбирать нужную скорость в соответствии с ситуацией мы сейчас и разберем.

Сначала рассмотрим поэтапно порядок действий водителя при трогании с места и последующее управление коробкой передач.

Выбор передачи

В соответствии с законами физики, для того, чтобы сдвинуть машину с места, двигателю нужно развить соответствующие обороты, а коробка передач, в свою очередь, должна передать крутящий момент на колеса. Первые две скорости в КПП предназначены для придания машине начального ускорения.

Из-за передаточного числа шестерен они более мощные, но менее скоростные. Поэтому, для того, чтобы тронутся и начать движение, нужно выжать до отказа педаль сцепления, включить первую передачу, далее, внимательно следя за тахометром, довести обороты двигателя до 2000 об/мин и, отпустив педаль акселератора, плавно отпустить сцепление.

Набранных оборотов двигателю хватит сдвинуть машину с места без рывка. Далее, постепенно, (не сразу в пол!), нажимаем на «газ» и доводим скорость до 10-15 км/час. После того, как начальный разгон произведен, опять полностью выжимаем сцепление и переключаемся на вторую передачу. Педаль акселератора в момент переключения нужно отпускать.

Ехать на первой и второй передаче долго не следует. Во-первых, хоть скорость и маленькая, но двигатель работает на больших оборотах и, соответственно, увеличивает потребление топлива. А во-вторых, большие обороты вызывают быстрый нагрев двигателя. Поэтому, разогнав машину на второй скорости до 30-35 км/час., переключаемся на третью передачу.

Эта передача уже намного экономичнее на топливо и вполне способна обеспечить машине транспортную скорость. Обязательно нужно помнить, что после включения скорости нельзя резко нажимать на педаль «газа». Резкое нажатие вызовет повышенные ударные нагрузки на кривошипно-шатунный механизм двигателя, что, в свою очередь, может привести к поломке узлов. К тому же, слишком быстрое увеличение оборотов вызовет пробуксовку колес и «прыжок» машины. Такое неожиданное поведение авто для неопытного водителя чревато потерей контроля над дорожной ситуацией.

С выбором передач при начале движения разобрались. А что делать, если машине не хватает сил преодолеть подъем? В этом случае необходимо перейти на более низкую передачу. Как правило, опытные водители сразу, в начале подъема, определяют и включают скорость, на которой двигатель без перегрузки преодолеет препятствие.

Начинающие водители таким опытом еще не обладают и заставляют мотор работать на пределе своих возможностей, вытягивая машину в гору. Первым сигналом к переключению на пониженную скорость должны стать показания тахометра. Как только двигатель начнет быстро терять обороты, и стрелка тахометра будет стремиться к показателю 2500-3000 об/мин, необходимо переключаться.

Для этого максимально, но не резко нажимаем на педаль акселератора, выжимаем сцепление, переключаем на более низкую скорость. Одновременно, отпуская педаль сцепления, плавно нажимаем на педаль «газа».

После преодоления подъема вы заметите, что двигатель начнет быстро набирать обороты и это будет сигналом для перехода на более высокую скорость.

Примерно такой же алгоритм действий и при спуске с горы. У многих существует ошибочное мнение, что при движении под уклон выбор передачи не имеет значения и надеются на тормоза. Слишком распространенная ошибка, приводящая к печальным последствиям, особенно на затяжном спуске и особенно зимой.

Выбирать скорость при движении под уклон нужно так же, как и при движении в гору. Только в этом случае двигатель служит не тяговым средством, а средством торможения. Как правило, передачу для движения вниз нужно выбирать такую же, как при движении вверх на этом же подъеме. В этом случае вы будете полностью контролировать поведение машины и избежите перегрева тормозных колодок.

Еще одна ситуация, где водителю необходимо принимать решение, на какой передаче продолжать движение, — это труднопроходимый участок дороги (большая лужа или размешанная грязь). Конечно, можно пронестись по луже в ореоле брызг, но каковы будут последствия такого лихачества, не предскажет никто. Машина – не катер, и преодолевать такие препятствия нужно обдуманно и осторожно.

Мы уже отмечали, что на первой и второй передаче машина имеет малую скорость, но наибольшую мощность. Следовательно, колеса крутятся медленно, но обладают большой тяговой силой. Если впереди по курсу большая лужа, нужно притормозить автомобиль и перейти поэтапно на первую передачу. Не сразу с четвертой или пятой на первую, а поэтапно! Или, переключившись на «нейтралку», снизить скорость машины до 10-15 км/час и включить первую скорость.

С такой скоростью и проезжаете водную преграду. Этим вы обезопасите моторный отсек от захлестывания водой. Современные двигатели разработаны так, что их сложно залить, но попадание воды на разогретый мотор приводит к появлению микротрещин в блоке. А это, в свою очередь, быстро выводит его из строя. Для преодоления грязи тоже используется первая или вторая передача.

Только помните, выбирать скорость и включать ее нужно ДО того, как вы залезли в грязь. Если вы решите переключиться на другую передачу посередине «жидкого» участка, то рискуете остаться там надолго, так как машина в грязи быстро теряет скорость. Значит, начинать движение после переключения вам придется почти с остановки. А это чревато пробуксовкой.

Ко всему вышесказанному можно добавить – учитесь понимать свою машину. Она сама вам подскажет, когда нужно перейти на пониженную скорость и когда можно «поддать газу». Водитель и автомобиль – это одно целое!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.